Публикации

от
до

Речь пойдёт об одном историческом месте, затерянном сейчас на просторах Болховского района.

Дорога к храму В.М. Ромашова

Работая в разных жанрах, Вячеслав достиг первых успехов, став участником республиканской выставки юмора. Может быть, и до сих пор рисовал бы для юмористических журналов, если бы в его жизнь не вошла тема Храма. Сначала это были сохранившиеся храмы Орла – Михаила-Архангела, Богоявленский, церковь Смоленской иконы Божьей Матери, Ахтырская (Никитская). Потом те, которые находились в полуразрушенном состоянии, в том числе и знаменитая Иверская (она на глазах орловцев из развалин, с выросшими на карнизах деревьями, превратилась, как феникс из пепла, в сказочную красавицу).

С печатью некоей высшей силы (Людмила Парицкая)

Сюжеты ее работ очень разнообразны: от библейских, в которых сконцентрирована философия нашей жизни, до натюрмортов [11]. На всех ее холстах лежит печать некой высшей силы, стремление уйти от прозаических, будничных перечислений света и тени, бликов и рефлексов. Внутренний настрой, зараженность на работу, а также высокая степень эмоций позволяют ей создать некую ауру, идущую от ее холстов, и она оказывает влияние на зрителя независимо от того, что изображено на картине: прекрасные лики неземных женщин в изящных одеяниях; Европа, которую увозит на своей спине обратившийся быком Зевс; падший ангел со сложенными крыльями или бегущая по вершине креста крыса.

И на мокром асфальте янтарная россыпь... (Ольга Душечкина)

Ольга Душечкина – истинный живописец, талант от Бога, здесь двух мнений быть не может. Ее талант расцвел в последние несколько лет. Тот период, когда шло осмысленное накопление сил закончился, и работы ее стали значительны и весомы. Недаром известный столичный критик А. Морозов, много пишущий о современной живописи и к мнению которого прислушиваются, в каталоге к «Российской художественной выставке» посвятил ей следующие строки: «Ее манера – в диапазоне между импрессионизмом и фовизмом. Она могла бы казаться наивно-подражательной, если бы пылкий темперамент, явно движущий молодым автором в работе над натурным пейзажем». Подчеркивая хорошее в ее работах, критик сделал ссылку на французское искусство, с чем сама Ольга согласна, да и дух в ее полотнах наш, российский.

Среди нас есть люди, которые сделали себя сами, т.е. много работали и достигли каких-то успехов, постепенно набив руку, поставив глаз. Николай имел глаз от природы-матушки, которого не было ни у кого из нас, хотя, конечно, он намного раньше начал заниматься, да и отец у него был художником-любителем и имел него достаточное влияние. В институте Коля пользовался огромным авторитетом и его часто приглашали посмотреть рисунок [6]. Подходил, смотрел очень быстро, пытливо и внимательно, всегда стараясь рукой как бы отсечь что-то ненужное. Его первым из выпускников оставили преподавать на худграфе, о чем многие из нас тогда мечтали.

Образ средней России в пейзажах В.А. Дудченко

Валентин Андреевич Дудченко – замечательный орловский живописец, мастер лирического пейзажа, человек тонкий, одухотворенный, оставивший большое творческое наследие и учеников, которые до сих пор, хотя со дня его смерти прошло немало лет, вспоминают о нем с глубокой благодарностью. В последние годы имя его практически не упоминается в печати, нет на многочисленных выставках его работ, а ведь он был одним из основателей Орловской организации Союза художников СССР, в которую был принят еще до войны – в 1940 году.

Я вижу его теплой погожей осенью далекого теперь 1962 года, когда он приехал в Орел и ходил по институту: легкий, гибкий, худощавый, в модном вельветовом пиджаке цвета охры золотистой, и мы ждали: будет ли он вести занятия на нашем курсе. С тех лет Иван Григорьевич мало изменился. Он по-прежнему легок, только стала седой борода да длинные волосы собраны на затылке в пучок. Сорок два года его творчества неразрывно связаны с Орлом, в котором он прижился и который по-настоящему полюбил, но не только город, а его окрестности, и, читая в каталогах названия его работ, мы без труда узнаем известные орловские места, и названия их звучат для нас неповторимой музыкой.

Древние считали, что земля стоит на трех китах. Так вот, один из китов, на котором долгие годы стояло орловское изобразительное искусство, был Георгий Васильевич: прекрасный живописец, мастер пейзажа и натюрморта, портрета и станковой картины. Тридцати четыре года назад я поступил на худграф, где Георгий Васильевич начинал свою педагогическую деятельность. Почему он взвалил на себя тогда такую обузу, при мизерном вознаграждении, для меня и поныне остается загадкой. Наверное, была у него какая-то ниша, которая не могла быть не заполнена, и она заполнилась нами, пришедшими на факультет без самой малой подготовки.

Салова Галина Ивановна (1921-2002)

Галина Ивановна Салова прожила долгую жизнь. В этой жизни было довоенное детство, юность, украденная войной, годы учебы и творческого вдохновения, взлеты и разочарования, гордость учеников, и любовь, радости, и потери, без которых никто не может обойтись. Но остались замечательные внуки – ее гордость, а теперь и правнуки, ее работы в музеях, а теперь и в детской школе изобразительных искусств и ремесел. Остались ученики-последователи, продолжающие ее дело и вспоминающие о ней с благоговением. Остались люди, учившиеся у нее и не ставшие скульпторами, ощутившие в полной мере и красоту, и личность педагога, и те ее души. Осталась Память.

Валентин Васильевич Анисимов – 1942-1988 годы – это тот срок, который был ему отпущен уж не знаю кем: Богом, роком или им самим, хотя создан он был, конечно, не для этих сорока шести лет. Он был здоров, всегда жизненно активен, весел и работоспособен, и ему бы жить да жить. После фильма «Бег» я часто говорил ему при встрече: «А ты азартен, Парамоша». «Дык, ежели что, так точно», – шутливо отвечал он и прищелкивал языком...

9 января исполнилось ровно 30 лет с момента создания удивительного уголка природы, расположенного на территории нашей Орловской области - национального парка Орловское Полесье.

История этого городского квартала берет свое начало с давних времен. В ту пору, когда Орел был маленькой деревянной крепостью с центром на стрелке Оки и Орлика, это место было окраиной, за которой уже виднелись дома Посадской слободы. Город от этой слободы отделял ров с рядом легких надолбов.

Вначале первые исторические сведения по истории Шаблыкинского усадебного парка дала краеведческая литература. А позже и старинные гравюры окончательно помогли разобраться, что и где находилось в парке; как выглядело. Остров «Любезнаго» — гласила подпись на одной из старинных гравюр. Но кто таков был этот загадочный Любезный? — это предстояло выяснить следующим шагом.

В 35-ти километрах от города Орла по Наугорскому шоссе сохранилось усадебное место одного из многочисленных когда-то дворянских гнёзд Орловщины. Это село Муратово Знаменского района и дошедший до наших дней большой усадебный парк бывшего здесь имения Хитрово.

  1. Неделин В.М., Ромашов В.М. Архитектурные древности Орловщины (ушедшее). Книга вторая. – Орёл: «Вешние воды», 2009. – 192 с. – Прил.: 88 с.
  2. Страницы истории Гражданской войны на Орловщине. Историко-просветительский журнал «История русской провинции». – Орёл: ПФ «Картуш», 2009, – 300 с.
  3. Страницы истории Орловского полка. Историко-просветительский журнал «История русской провинции» – Орёл: ПФ «Картуш», 2009.
  4. Как молоды мы были, как честно мы служили. Фотоальбом. Посвящается землякам-орловцам, прошедшим трудными дорогами Афганистана (1979-1989 гг.). – Орёл: Издательство А.В.Воробьёва, 2009.
  5. Лысенко А.И. Болхов. Колокольное имя твоё… – Орёл: Издательство «Вешние воды», 2009. – 208 с.