| Начало | Регистрация | Забыл пароль | Ответить | Поиск | Статистика | Правила |
Вторая Мировая война, Великая Отечественная война www.orel-story.ru форум / Вторая Мировая война, Великая Отечественная война /  
 

Рассказы об участниках Великой Отечественной войны. Крупский Виктор Иосифович

 
Автор admin

Администратор Муж.
#1 | Дата: 22 Апр 2012 11:01 
Виктор Крупский на войне и в мирные дни



Герою Советского Союза Виктору Иосифовичу Крупскому 21 декабря 2011 года исполнилось бы 90 лет. Об этом человеке на Орловщине в 70-80-ые годы XX века слышали многие, некоторые – знали лично, поскольку он был вторым лицом в области, занимая должность председателя облисполкома. Но прошло уже более десяти лет со дня его кончины, и, мне кажется, пришла пора напомнить о героической жизни полковника в отставке Крупского, поскольку он сам о своём боевом прошлом не особо-то распространялся. А между тем его фронтовая биография достойна внимания и подробнейшего описания.

Воздушные сражения Героя

Виктор Крупский родился 21 декабря 1921 года в старинном украинском городе Кременчуге, в семье рабочего-украинца. Закончив семилетнюю школу, работал на заводе, заочно обучаясь в механическом техникуме и посещая аэроклуб. В январе 1939 года Кременчугским горвоенкоматом Виктор был призван в ряды Красной Армии и направлен в Чугуевское военное авиационное училище лётчиков.
Сразу же после начала войны, в первой декаде июля 1941 года, лейтенант Крупский был направлен в 147-й истребительный авиационный полк, сражавшийся с немцами на Kaрельском фронте, где одержал свою первую победу, летая на биплане И-153 («Чайке»). Произошло это 10 июля 1941 года.
Уже возвращаясь в тот день с боевого задания, Крупский встретился с одиночным "Мессершмиттом". Уклониться от боя было не в правилах советского лётчика, и он принял дерзкое решение: подойти к вражескому самолёту как можно ближе и резко свернуть. "Мессершмитт", обладавший большей скоростью, должен был проскочить вперёд. Расчёт Крупского оказался правильным. Когда "Мессер" подошёл почти вплотную, дерзкий лётчик круто свернул и оказался в хвосте немецкого истребителя, а потом метким огнём сбил врага.
Вскоре были другие боевые вылеты и воздушные схватки, в которых Виктор Крупский зарекомендовал себя как один из лучших пилотов полка. Личная отвага сочеталась у него с мастерством воздушного боя и отличным знанием техники.
В начале 1942 года старший лейтенант Виктор Крупский был переведён на должность командира звена в 760-й авиаполк, действовавший в том же районе. Полк был оснащён английскими истребителями: «Харрикейнами".и «Киттихауками».
В боях апреля - мая 1942 года авиационное звено под командованием лейтенанта В. И. Крупского успешно штурмовало скопления вражеских войск на Кестеньгском направлении: было уничтожено 2 танка, 5 автомашин с боеприпасами, расстреляно с воздуха более сотни гитлеровцев.
Летом 1942 года, прикрывая с воздуха от нападения гитлеровских самолётов город Мурманск и объекты Кировской железной дороги, заместитель командира эскадрильи 760-го истребительного авиационного полка старший лейтенант В. И. Крупский лишь за пять дней июля уничтожил 3 вражеских самолёта Ju-88.
Виктор Иосифович отличался необыкновенным упорством и настойчивостью, высоким лётным мастерством. Именно эти качества принесли ему победу 8 июля над разведчиком Ju-88, которого он сумел вначале достать на высоте 8000 метров, а потом и сбить у самой земли, куда рванулся немец, спасаясь от русского лётчика.
К августу 1942 года, за год своей боевой деятельности, В. И. Крупский совершил 240 боевых вылетов, провёл 28 воздушных боёв, одержал 3 победы лично и 8 - в группе с товарищами.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1943 года «За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» старшему лейтенанту Крупскому Виктору Иосифовичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

«Последний бой – он трудный самый»

А вскоре, 25 марта, словно отмечая это знаменательное событие, он уничтожил ещё один самолёт противника. Но в тот день лётчик и сам был сбит, получив при этом тяжёлое ранение, после которого долго лечился. Вот как развивались тогда события.
Пять Ил-2 вылетели на штурмовку вражеского аэродрома в районе Лоустари (Финляндия). Сопровождали их наши истребители Р-40 "Киттихаук". Во время этого вылета Крупскому пришлось вести воздушный бой с двумя Ме-109. Один самолёт врага, Ме-109F он сбил в районе Лоустари, но в районе деревни Юркино истребитель Крупского был подбит вторым «мессершмиттом».
Бой наблюдала с земли местная жительница Юлия Чулкова, которая много лет спустя рассказала о нём журналисту И.Чеснокову. Она видела, как внезапно из-за облаков вывалился немецкий истребитель и с ходу шарахнул из пушек и пулемётов по нашему самолёту. Став практически неуправляемым, истребитель камнем пошёл вниз. С большим трудом Крупскому удалось направить машину в сторону запасного зимнего аэродрома, располагавшегося на льду реки Ковды при впадении её в море. Самолёт едва дотянул до места и не приземлился, а просто свалился с грохотом на лёд, пробив его. При этом отлетели шасси и крылья, а оставшийся фюзеляж стал погружаться в воду. Правда, какие-то обломки, упершиеся в лёд, не дали самолёту затонуть мгновенно. Зато очень быстро к месту его падения прибежали колхозники, ставшие свидетелями происшествия.
Чей это самолёт – им было не понять: хвостовая часть с опознавательными знаками отсутствовала, да и другие звёзды оказались стёртыми струями вытекавшего топлива. Решили, раз сбит, значит, вражеский.
И вот, едва вскрыли мужики фонарь кабины, как какая-то женщина, прибежавшая со своим оружием против врага - лопатой, огрела лётчика по голове со словами: "Ах ты, фриц, проклятый, не ты ли мою бурёнку застрелил!". Голова контуженного, находившегося без сознания пилота покрылась кровью. Ухватив за ворот, сельчане вытащили его из кабины и ахнули: на гимнастёрке сверкали ордена Красной Звезды и Красного Знамени, медали.
Очнувшись от изумления, мужики стали срочно звонить в Кандалакшу, вызвав дрезину с врачами. В сознание Виктор Крупский пришёл уже в кандалакшском госпитале и после сложной операции. Весь перебинтованный, открыл глаза и спросил у сотоварищей по палате, где он, что с ним. Ему и рассказали тогда все подробности.
Так описал те уже далёкие события журналист И.Чесноков в газете "Мурманский вестник" от 15 октября 2004 года.
Травма у Крупского была очень серьёзной - оскольчатый пролом лобной кости. После такого ранения летать на истребителях уже нельзя.
Вернувшись в родную часть, Виктор Иосифович стал помощником командира полка по воздушно - стрелковой службе, затем служил в Управлении 257-й истребительной авиационной дивизии. К концу войны на боевом счету гвардии подполковника числилось 330 боевых вылетов и 19 уничтоженных самолётов противника.

Мирная жизнь в Орле

В 1946 году В. И. Крупский был уволен в запас по болезни. Несколько лет прожил он в родном Кременчуге. В 1952 году окончил Высшую школу Министерства заготовок СССР и переехал в Орёл. Работал уполномоченным Министерства заготовок СССР, заведующим отделом, секретарем, вторым секретарем обкома КПСС, а с декабря 1978 по 1985 год - председателем облисполкома. Избирался депутатом Верховного Совета РСФСР.
За добросовестный и честный труд в послевоенные годы Виктор Иосифович был награждён четырьмя орденами и удостоен звания - «Почётный гражданин города Орёл».
Полковник в отставке В. И. Крупский скончался 10 сентября 2000 года. Похоронили его на Троицком кладбище. На доме №9 по улице 7 ноября, где Виктор Иосифович прожил 30 лет, в декабре 2000 года была установлена мемориальная доска в его честь.
Добрые слова о Крупском на митинге по случаю открытия мемориальной доски сказали глава администрации области Егор Строев, председатель областного Совета народных депутатов Николай Володин, друзья и родные.

Немногие из героев войн достигают высот в обычной жизни: для этого нужны уже другие способности. Поэтому, к сожалению, те, кто храбро и мужественно воевал, часто «пасуют» на «гражданке». Но Герой Советского Союза, лётчик-истребитель Виктор Крупский стал одним из исключений, сумев в мирные дни показать себя умелым организатором, активным политическим и общественным деятелем и остался в памяти всех знавших его орловчан.

Александр Полынкин

Памятный знак на аллее Героев в Кременчуге.

Памятник на могиле Виктора Крупского на Троицком кладбище в Орле.

Вторая Мировая война, Великая Отечественная война www.orel-story.ru форум / Вторая Мировая война, Великая Отечественная война /
 Рассказы об участниках Великой Отечественной войны. Крупский Виктор Иосифович

Ваш ответ Нажмите эту иконку для возврата на цитируемое сообщение

 

 ?
Только зарегистрированные пользователи могут отправлять сообщения. Авторизуйтесь для отправки сообщений, или зарегистрируйтесь сейчас.

 

Кто сейчас в эфире: Гостей - 1
Форумчан - 1 [ andymackey ]
Максимум когда-либо в эфире: 38 [7 Янв 2024 02:45]
Гостей - 37 / Форумчан - 1
 
www.orel-story.ru форум Поддержка: Online Community Software miniBB ®
Top.Mail.Ru
↑ Наверх